ГЛАВНАЯ
 ЕНИП - ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА "НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ"
 
на главную страницу
 
 НАВИГАЦИЯ
 ПОИСК
Искать на портале:

УчёныеБулгаков Сергей Николаевич Биографическая справка
Булгаков Сергей Николаевич

Дата рождения1871, 16 (28) июня
Место рожденияЛивны Орловской губ.
 
Дата смерти1944, 13 июля
 
Булгаков Сергей Николаевич – экономист, философ, богослов, публицист и общественный деятель. Родился в семье священника. Среднее образование получил в Орловской духовной семинарии и Елецкой классической гимназии. Окончив в 1896 юридический факультет Московского университета, уехал в Германию, где занимался политэкономией. Вернувшись в Москву, защитил магистерскую диссертацию "Капитализм и земледелие", преподавал политическую экономию в Московском техническом училище. В 1901-1906 - ординарный профессор Киевского политехнического института по кафедре политической экономии, с 1903 – приват-доцент Университета Св. Владимира в Киеве; в 1906-1918 - профессор политэкономии Московского университета.
Мировоззренческую эволюцию Булгакова можно определить заглавием его книги "От марксизма к идеализму" (1903). Религиозно-философское обоснование общечеловеческого прогресса становится для Булгакова центральной проблемой его умозрения и основным мотивом его деятельности. С 1904 он — член Совета "Союза освобождения". С 1906 — профессор Московского коммерческого института (по 1918 год). В этом же году был избран депутатом II Государственной Думы (как беспартийный "христианский социалист"). Последующие годы он участвует во многих начинаниях (религиозно-философское возрождение в журнале "Новый путь" и "Вопросы жизни", участие в сборнике "Вопросы религии", "О Владимире Соловьёве", "О религии Льва Толстого", "Вехи", в работе "Религия философского общества памяти Владимира Соловьёва" и книгоиздательства "Путь", где в 1911—1917 гг. выходили в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли). Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918). Булгаков активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-1918) и сотрудничает с патриархом Тихоном. Октябрьский переворот отец Сергий воспринял безусловно отрицательно. В годы гражданской войны отец Сергий находился в Крыму, где преподавал политэкономию и богословие в Таврическом университете (Симферополь), но был оторван от иерейского служения и от общественно-публицистической деятельности, хотя интенсивная философская работа не прекращалась. В 1922 г. отец Сергий попал в списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 г. он отправляется из Крыма в изгнание и после недолгого пребывания в Константинополе в мае 1923 г. занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного Института в Праге. Вскоре при его участии возникает и успешно осуществляется проект создания в Париже Православного Богословского Института. С его открытия в 1925 г. и до своей кончины отец Сергий был его главой, а также профессором кафедры догмата богословия. Под его руководством Сергиевское Подворье выросло в крупнейший центр православной духовности и богословской науки вне России. Наряду с деятельностью в Институте, отец Сергий руководил русской молодёжью и участвовал в экуменическом движении. Отец Сергий был одним из главных его отцов-основателей Русского Студенческого Христианского Движения. В работу экуменического движения о. Сергий включился в 1927 г. на Всемирной христианской конференции "Вера и церковное устройство" в Лозанне. До конца 30-х гг. он принял участие во многих экуменических начинаниях, став одним из влиятельных деятелей и идеологов движения. Однако его софиологическое учение осуждалось и Московской Патриархией, и Зарубежной церковью. В 1939 г. у отца Сергия был обнаружен рак горла. Начавшаяся Вторая мировая война и вовсе ограничила сферу его трудов. Однако он не прекращал служить литургию и читать лекции.
Умер Булгаков в Париже.

Соч.: Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л.Фейербаха). - М., 1906; Философия хозяйства. - М., 1912; Сион. - М., 1915; "Свет невечерний". Созерцания и умозрения. – М., 1917; Купина неопалимая. – Париж, 1927; Лествица Иаковля. – Париж, 1929; Св. Петр и Иоанн. - Париж, 1926; Друг Жениха. - Париж, 1927; Агнец Божий. – Париж, 1933; Невеста Агнца. – Париж, 1945; Утешитель. – Париж, 1936; Православие. Очерки учения православной Церкви. – Париж, 1964.

Лит.: Архиепископ Серафим (Соболев). Защита Софианской ереси протоиереем Сергием Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви. - София, 1937; С.Н. Булгаков: Религиозно-философский путь. – М., 2003; С.Н. Булгаков: pro et contra. - СПб., 2003.
 
  главная | назад | вверх | печать